За свой многолетний опыт работы спикером я видел разные подходы слушателей к обучению.
Позволю себе поделиться чисто своим мнением, как наиболее эффективно усваивать информацию на семинаре. Конечно, при условии, что спикер способен ее понятно «давать».
1. Фотографировать слайды и далее переписывать их в тетрадь.
Я видел это много раз, и знаете — это неэффективный путь. Переписывая слайд, человек полностью поглощен этим процессом и не слышит ничего более. А в это время спикер уже показывает следующий слайд, и самое важное — дает по нему комментарии.
Вот эти самые комментарии и есть самое ценное! Их надо слушать, слышать и понимать! Вместо этого лучше сфотографировать слайд и уже позже (если хочется его переписать) вернуться к нему, лучше дома.
В Школе ортодонтии мы предоставляем всем участникам слайды семинаров, чтобы им не отвлекаться на фотографии.
2. Записывать информацию в телефон.
Это не проблема, но телефон часто «оживает» и неизбежно отвлекает слушателя от семинара. Даже, если семинар очень интересный, «легкие эндорфины» все равно окажутся сильнее. Лучше использовать тетрадь или компьютер, хотя с последним может быть та же проблема.
3. Вообще ничего не записывать, надеясь потом посмотреть выданные слайды.
Как показывает опыт в эти слайды смотрят потом далеко не всегда.
1. Выписывать себе наиболее важные вещи!
Это может быть:
Для этих «главных мыслей» можно даже завести отдельный лист в тетради! Не всегда в суматохе жизни хватает времени читать все конспекты или просматривать слайды, но прочитать один лист с самым важным время найдется.
2. В продолжение темы можно завести отдельный лист в тетради с заголовком «Начать использовать в клинике!» и туда записывать все, что хочется применить.
Понятно, что записать мало — нужно начать применять. Но декларирование этого — уже первый и важный шаг!
3. Если на семинаре были знакомые коллеги, можно предложить им устроить на следующий день что-то типа собрания и обсудить основные мысли семинара. Или просто договориться, что пришлете друг другу список основных мыслей. При этом вам придется набрать на телефоне или компьютере свои мысли (уже повторение), а потом еще почитать мысли коллег. Это очень хорошо закрепляет материал.
4. Задавать вопросы и добиваться на них ответов! Последнее не всегда получается, но спикер всегда должен стараться отвечать на все вопросы в доброжелательной манере, чтобы слушатели хотели их задавать!
5. Не стесняться отвечать на вопросы спикера, заданные аудитории. Это включает мозг и заставляет думать. Если же вы стесняетесь, что вполне возможно, то попробуйте ответить мысленно про себя или, даже, написать ответ в тетради, а потом сравнить.
Конечно, это не полный список и каждый может добавить что-то свое. Главное же — мотивация научиться. Иногда я замечаю на семинарах, что доктор «сидит в телефоне», в то время, как мы говорим про невероятно интересные и сложные вещи! В это время врачи с большим клиническим опытом с горящими глазами записывают каждое слово. Потом узнаю, что это - ординатор первого года, за обучение которого заплатили родители. Конечно, ему не хватает мотивации. Он пока не осознает то, о чем мы говорим, не понимает насколько ценна эта информация. Впрочем, это - редкое исключение. В основном, на наших семинарах я всегда вижу очень мотивированных и «заряженных» ординаторов и врачей!
Друзья, а какие у вас приемы, чтобы получить максимум от семинара?