Детская ортодонтия заботится о формировании правильного прикуса и красивой улыбки у детей. Большинство родителей не осознают, насколько вредные привычки, которые появляются в раннем возрасте, могут отрицательно повлиять на состояние зубов их детей в будущем. В этой статье рассмотрим, какие детские вредные привычки опасны для зубов, как сохранить здоровье зубочелюстной системы ребенка, и как раннее ортодонтическое лечение поможет избежать серьезных проблем в будущем.
Пациентам клиники
Данная страница создана исключительно в информационных целях. Мы стремимся обеспечить наших пациентов актуальной и полезной информацией, однако просим вас учитывать, что эта статья не является предложением о предоставлении услуг.
Если у вас есть вопросы или вы нуждаетесь в консультации, мы приглашаем вас обратиться к нашим специалистам. Мы готовы помочь вам разобраться в ваших потребностях и предложить профессиональное медицинское сопровождение.
Благодарим вас за понимание и надеемся на долгосрочные и доверительные отношения с вами.
Детские вредные привычки и миофункциональные аномалии развития зубочелюстной системы, которые влияют на формирование у ребенка неправильного прикуса:
- Длительное сосание соски-пустышки. Сосание соски-пустышки новорожденными способствует уменьшению тревожности и облегчает засыпание, но если оно продолжается и после года, когда у ребенка начинает формироваться молочный прикус, это принесет больше вреда, чем пользы. Детские стоматологи и педиатры рекомендуют до 1,5 лет значительно сократить время сосания, а к 2 — вовсе отказаться от соски.
- Сосание пальца — частая привычка у детей, считается физиологической и связана с природным рефлексом, который постепенно угасает к двум годам жизни ребенка. Если после 2 лет он сохраняется, то начинается отрицательное влияние на молочный, а затем и постоянный прикус. Передние зубы перестают смыкаться, язык ложится неправильно, отсюда формируется открытый прикус, дистальное смещение нижней челюсти с уплощением переднего участка нижней зубной дуги. При сосании указательного пальца, согнутого книзу, может сформироваться смещение нижней челюсти вперед (вторая форма ложной прогении) или в сторону (перекрестный прикус), если палец вкладывается со стороны угла рта. Также отмечается нарушение речи и произношение звуков, возможно, нарушение функции дыхания и сухость во рту, отчего повышается риск возникновения кариеса и воспалительных изменений слизистой оболочки рта.
- Сосание и прикусывание губ, щек, предметов относится к безусловному рефлексу и проявляется неправильным расположением нижней губы, смещением нижней челюсти при неправильном положении головы во время сна, затруднением носового дыхания, что приводит к прикусыванию нижней губы, развитию прогнатии с протрузией и веерообразным расхождением верхних резцов, дистальному смещению нижней челюсти и задержке развития переднего участка нижней зубной дуги, уплощению его, сопровождающему скученность нижних резцов. Сосание верхней губы способствует небному наклону резцов верхней челюсти и тормозит развитие переднего участка верхней зубной дуги, в результате чего развивается ложная прогения (фронтальная).
- Привычка грызть ногти, предметы может привести к истончению ногтевых пластинок, увеличению нагрузки на пародонт, повреждению эмали и десен и, конечно же, возникновению инфекционных заболеваний.
- Сосание и прикусывание языка приводит к открытому прикусу в боковых участках и нарушение разжевывания пищи. Закладывание языка на вестибулярную поверхность верхних резцов может вызвать прогению, а удержание его на вестибулярной поверхности передних зубов только одной стороны может обусловить перекрестный прикус.
- Нарушение функции жевания (вялое жевание). Благодаря активному жеванию происходит физиологический процесс стирания бугорков временных зубов, приводящий к скольжению нижнего зубного ряда и гармоничному соотношению с верхним для формирования правильного прикуса, особенно важно для детей возраста 3–6 лет.
- Неправильное (инфантильное) глотание и привычка давления языком на передние зубы. Из-за неправильного положения языка отмечается нарушение функционирования язычной мышцы, формируются открытый прикус и макроглоссия (увеличение размеров языка). Под постоянным давлением языка на зубы происходит формирование выраженного наклона передних зубов вперед.
- Ротовое дыхание. У детей, постоянно дышащих ртом, язык располагается межзубно или лежит на дне полости рта, при этом рот приоткрыт, что нарушает нормальное давление в полости рта, вследствие чего формируется т.н. аденоидный тип лица. Вероятность формирования открытого прикуса, прогнатии, недоразвития нижней челюсти и скученности зубов у детей с ротовым дыханием выше в 2-3 раза. При этом практически гарантировано нарушение развития челюстно-лицевой области, речи, гармоничных черт лица и даже возможна задержка умственного развития ребенка.
- Неправильная речевая артикуляция у ребенка формируется нарушений в работе языка — он может смыкаться с зубами, небом, челюстями, губами, а также в результате ограничения его нормальной подвижности. Например, при дистальном прикусе, когда нижняя губа располагается под фронтальными элементами верхней челюсти, при произношении человеком звука «с» окружающие слышат «ф», а при дистальном прикусе отмечается «межзубное» произношение шипящих и свистящих звуков и смягчение звуков «д» и «т». При переднем боковом прикусе, когда рот находится в приоткрытом положении, а язык находится в щели между передними зубами, отмечается шепелявость. При боковом прикусе открытого типа, когда между боковыми зубами обеих челюстей «гуляет воздух», часто неправильно звучат звуки «р», «к», «г», «х». Нарушение артикуляции при глубоком и перекрестном прикусах проявляется нечетко произносимыми, зажатыми звуками.
- Неправильная поза тела и нарушение осанки. Прикус и осанка тесно взаимосвязаны. При смещении корпуса вперед формируется дистальный прикус для стабилизации центра тяжести, поскольку верхняя челюсть выдвигается вперед для компенсации смещения нижней челюсти кзади. И наоборот — при отклонении корпуса назад формируется мезиальный прикус, когда компенсаторно нижняя челюсть выдвигается вперед по отношению к верхней.
Как устранить вредные привычки?
При коррекции любых аномалий прикуса важно придерживаться комплексного подхода, с упором на профилактику, независимо от возраста ребенка. Главными помощниками в этом родителям будут служить врач-педиатр и детский стоматолог.
- Купирование детских вредных привычек часто бывает сложной задачей для неопытных родителей. Помимо консультации с участковым педиатром, исключить у ребенка психологический фактор их происхождения поможет психолог. К примеру, страх, или нестабильный эмоциональный микроклимат в семье могут провоцировать сосание пальца, предметов, прокладывание языка между зубами. Не стесняйтесь обратиться к специалисту, если самостоятельно разобраться в проблеме не получается. А регулярные осмотры у детского стоматолога с момента появления первых зубов помогут своевременно определить аномалии зубочелюстной системы и подобрать при необходимости функциональные аппараты для их коррекции.
- Своевременно ввести твердую пищу в рацион питания и следить за тем, чтобы ребенок достаточно жевал.
- Правильно подобрать пустышку и бутылочку для кормления; если ребенок на грудном вскармливании — наладить правильное прикладывание к груди, в этом маме поможет педиатр или патронажная медсестра.
- Консультация логопеда, оториноларинголога (ЛОР-врача) и пульмонолога и даже детского врача-ортопеда общей практики при необходимости и при наличии нарушений речевой артикуляции, дыхания.
Как самостоятельно понять, что у вашего ребенка проблемы с прикусом?
Родители не должны ставить диагноз своему ребенку, но есть очевидные признаки, которые указывают на необходимость посещения детского стоматолога и/или ортодонта.
К ним относятся:
- Ротовой тип дыхания — вы видите, что независимо от того, болеет ребенок или нет, он все равно дышит ртом.
- Выдвижение одной из челюстей вперед, непропорциональность челюстей по размерам, ассиметрия лица.
- Храп во сне.
- Нарушение осанки — сутулость, сколиоз.
- Неправильное расположение зубов, чрезмерно крупные или слишком маленькие зубы, нестандартная форма зубов.
- Бруксизм — скрежетание зубами.
- Нарушение артикуляции и неправильное произношение звуков.
- Вялое жевание и инфантильный (детский) тип глотания, который сохраняется у детей старше трех лет.
Если один из пунктов присутствует у вашего ребенка, это повод обратиться, как минимум, к детскому стоматологу. В случае необходимости стоматолог даст направление к ортодонту.
Как сохранить зубы ребенка здоровыми?
Следить за здоровьем зубов необходимо с самого раннего детства — мы имеем в виду с того момента, как у него появился первый молочный зуб. До 1 года уход за зубами ребенка — прямая обязанность родителей, которые часто отмахиваются от этого: «Что там чистить — у нас всего 2 зуба!» Но именно в очень раннем возрасте часто появляются первые проблемы, и ребенок начинает терять зубы от «бутылочного кариеса», которые еще полностью даже не прорезались.
К 2-3 годам ребенка в игровой форме можно приучить к регулярной ежедневной чистке зубов — детской щеткой и с пастой при участии взрослых, а после 3-4 лет — доверить эту процедуру ребенку, с регулярной проверкой качества гигиены и дочищением зубов родителями. Так, к школьному возрасту 6-7 лет ребенок научится самостоятельно хорошо чистить зубы, что поможет избежать многих проблем. Приучив ребенка ухаживать за зубами в раннем детстве, вы заложите привычку качественно следить за здоровьем зубов и во взрослом возрасте.
Как привлечь ребенка ухаживать за зубами
- Будьте примером. Вы можете сделать свой семейный утренний и вечерний ритуал гигиены и показывать детям, как можно правильно и весело чистить зубы вместе. Можете устроить соревнования, кто быстрее и лучше почистит зубы, поставив таймер или повесить специальный трекер, в котором удобно делать отметки всей семьей.
- Разговаривайте с ребенком. Особенно важно честно проговорить с ребенком визит к стоматологу, чтобы не сформировать отрицательный образ от врача и посещения клиники.
- Посещайте стоматолога 2 раза в год для профессиональной гигиены. Процедура чистки зубов у стоматолога включает подбор правильной щетки и пасты в соответствии с текущим состоянием зубов и десен, а также урок правильной гигиены.
- Поощряйте ребенка за успешное посещение стоматолога — это может быть подарок или исполнение его желания. Только не обманывайте!
- Питайтесь правильно всей семьей. Сокращайте употребление продуктов, которые способствуют быстрому развитию микроорганизмов в ротовой полости — сладких напитков, конфет, быстрых углеводов. Следите за достаточным количеством в рационе твердой пищи, свежих овощей и фруктов.
Как правильно чистить зубы?
Здоровье постоянных зубов напрямую зависит от здоровья детских молочных зубов, и научиться правильно чистить их необходимо в самом раннем возрасте.
Начинать чистить зубы нужно с появления первого зуба. Чем раньше появится привычка чистить зубы, тем легче будет ребенку.
- Обязательно хорошо моем новую щетку водой с мылом и перед каждой чисткой промываем щетину теплой водой. Используйте только мягкие и супермягкие зубные щетки!
- Наносим зубную пасту размером с маленькую горошину.
- Чистим зубы «выметающими» движениями от десны к краю — «от красного в белому», начиная от передних, затем переходим на боковые и внутреннюю поверхность зубов. Режущую и жевательную поверхность всегда чистим последними движениями «вперед-назад».
- Ополаскиваем полость рта водой.
- Щетку промываем чистой водой с мылом и оставляем сушиться в вертикальном положении.
Когда не получилось ничего изменить: зачем детский ортодонт?
Ортодонт поможет вашему ребенку в решении следующих проблем:
- Неправильное расположение зубов за пределами (вне) зубного ряда. Один или несколько зубов выступают относительно всего ряда, повернуты и/или имеют другое неправильное положение.
- Нарушение окклюзии, т.е. смыкания челюстей, недостаточное или чрезмерное развитие челюстей, когда одна челюсть выглядит заметно больше/меньше другой.
- Проблемы со сменой зубов. Позднее прорезывание, прорезывание не в том месте или слишком ранняя потеря молочных зубов могут привести к формированию неправильного постоянного прикуса и требуют наблюдения. Обеспечение профилактических мероприятий для предупреждения нарушений прикуса показано в раннем возрасте до 4 лет. Такая необходимость обязательно появляется, если есть наследственная предрасположенность у ребенка, например, проблемы с прикусом у родителей, наличие детский вредных привычек (сосание пальца, ротовое дыхание, инфантильный тип глотания) и так далее.
Современная детская ортодонтия при своевременном обращении способна оказать результативную помощь по всем вопросам, связанным с формированием правильного физиологичного прикуса. Раннее ортодонтическое лечение поможет скорректировать неправильное расположение зубов, создать место для прорезывания, скорректировать чрезмерный или недостаточный рост челюсти и многое другое. В результате ребенок или совершенно не будет нуждаться в ортодонтическом лечении брекетами в подростковом/взрослом возрасте, или же такое лечение будет намного легче, быстрее и дешевле. Своевременно начатое раннее лечение скелетных патологий прикуса поможет избежать в будущем хирургической операции.
Способы исправления прикуса у детей разных возрастных категорий
Многие считают, что стоматолог-ортодонт в детской стоматологии занимается только установкой брекет-систем, а значит, приводить к врачу маленьких детей бессмысленно. Но это не совсем так. Ортодонты используют самые совершенно разные методики лечения. Некоторые из них могут эффективно применяться уже в возрасте 3-4 лет.
Помимо брекетов, для профилактики и исправления неправильного прикуса применяются:
- Трейнеры и LM-активаторы — мягкие капы, которые помогают сохранять правильное положение языка и способствуют физиологичной нагрузке челюстных мышц;
- Ортодонтические распорки — небольшие ортодонтические аппараты, которые сохраняют место после раннего удаления молочных зубов для правильного прорезывания постоянных зубов при смене прикуса;
- Ортодонтические пластинки — съемные и несъемные, одно- и двухчелюстные ортодонтические аппараты различной конфигурации, которые изготавливаются для пациента индивидуально, в зависимости от проблемы.
- Капы - элайнеры — наборы специальных прозрачных ортодонтических кап из биосовместимого полимера, с помощью которых осуществляется постепенное выравнивание детских зубов. Элайнеры могут использоваться для лечения как взрослых пациентов, так и детей.
- Небные расширители — ортодонтические несъемные конструкции, которые используются для расширения верхней челюсти при аномалии ее развития.
Кроме того, в некоторых случаях детский врач-ортодонт может прибегать и к методам безаппаратной коррекции — к примеру, обучить специальному массажу десен, или миофункциональной гимнастике.
Может показаться удивительным, но правильная осанка и правильный прикус очень тесно связаны! Поэтому не стоит пренебрегать консультацией детского ортопеда и/или остеопата, особенно если ее рекомендует ортодонт. Занятия с логопедом позволят укрепить артикуляционный аппарат, диагностика и лечение воспалений дыхательных путей, аденоидов с ЛОР-специалистом восстановят носовое дыхание и предотвратят усугубление проблем прикуса. Но важно помнить, что безаппаратные методики эффективны преимущественно в раннем возрасте!
Обнаружив, что зубы ребенка растут неровно, родителям хочется думать, что с возрастом это исправится само собой — перерастет. Увы, обычно этого не происходит и с возрастом ситуация только усугубляется. Поэтому, с любым подозрением на первые признаки нарушения прикуса нужно как можно скорее обращаться к ортодонту! В «Полном порядке» врач точно не назначит «лишнего лечения» и будет подходить к ситуации максимально взвешенно, и подберет наиболее комфортный и эффективный метод вмешательства, для того, чтобы купировать проблему, прежде, чем она разовьется и будет уже сложно обратима. Доверяйте здоровье своих детей только проверенным специалистам!
Вас могут заинтересовать услуги и цены: