27.09.2022
Не редко причиной 2 класса с одной стороны является смещение верхних боковых зубов вперед. Но это легко диагностировать по анализу симметрии положения верхних моляров относительно перпендикуляра к срединному небному шву – см. фото модели. Про варианты асимметричного класса писали почти 4 года назад в Блоге. Сегодня же речь именно про «нижнечелюстные» причины.
Некоторые активные сторонники гнатологических концепций приписывают латеральному смещению нижней челюсти (так называемое MLD) слишком большую роль в этом вопросе. Мы уже затрагивали эту тему 2 года назад - тут есть пример.
Смещение нижнего центра относительно средней линии лица с формированием одностороннего класса 2 может быть по 3 основным механизмам:
- Смещение нижних боковых зубов на стороне 2 класса более дистально. Если нет асимметричной скученности, то межрезцовая линия будет смещена относительно центра симфиза.
- Смещение НЧ в сторону 2 класса в вынужденное положение (тот самый MLD).
- Ветвь и/или тело НЧ на стороне 2 класса меньше, чем на стороне 1 класса, что приводит к смещению симфиза в «меньшую» сторону.
На практике, чаще всего мы видим первую причину, «зубную». В одном из исследований также указано, что зубоальвеолярные причины отвечают примерно за 2/3 всех односторонних 2 классов. Хотя четкой статистики в исследованиях мы не нашли.
Обсудим выявление указанных причин – диагностику.
- Одностороннее смещение нижних боковых зубов дистально.
Выявить объективно сложно. Обычно стараемся оценить положение нижних моляров и премоляров относительно перпендикуляра к уздечке языка на фото. Но метод не надежный, так как фото и уздечка могут быть ориентированы по-разному. Можно искать следствие - смещение нижнего зубного центра относительно центра симфиза. Это можно увидеть на КТ вполне объективно.
- Вынужденное положение НЧ.
Это, конечно, отдельный большой вопрос, в котором мало согласия среди стоматологического сообщества. Если в общих словах, то надо пытаться увидеть косвенные признаки смещения НЧ. Улучшение при открывании рта, во время речи, после депрограммации мышц различными способами - мы используем валики, передний депрограмматор, манипуляцию по Доусон, эквалайзер, листовой калибратор. Но это все просто может показать, что есть некоторая тенденция. Точно не ясно, как изначально при диагностике точно сказать на сколько смещена челюсть. Может у коллег есть советы? На КТ поймать это крайне трудно. Да, бывает, что мыщелок с одной стороны более дистально, на другой медиальнее, это заметно на КТ. Но ротационные изменения в положении головок НЧ в реальной жизни будет заметить крайне трудно. К тому же, сами мыщелки могут отличаться по анатомии, что также показано в исследованиях по асимметричному 2 классу.
- Скелетная асимметрия НЧ.
Измеряется на КТ длина ветвей справа и слева, а также длина тела (расстояние Go-Me) справа и слева. Делается вывод о наличии или отсутствии скелетной асимметрии.
Итак, подведем итоги.
- Не стоит видеть всегда лишь одну причину. В большинстве ситуаций будет комбинация причин. Надо выявить вклад каждой, чтобы выработать оптимальный план лечения.
- Зубные причины встречаются чаще, чем MLD.
- Асимметрия лица и смещение подбородка еще не означает вынужденного положения НЧ. Стараемся дифференцировать с истинной скелетной асимметрией НЧ.
- Лечение - или двигать нижние зубы вперед (причина 1), или устранять окклюзионную интерференцию (причина 2). При скелетной асимметрии ЧЛХ будет оправдана, конечно, лишь при наличии явных эстетических жалобы на асимметрию лица. Если таких нет, то придется или опять же двигать зубы, или оставлять 2 класс и смещенный нижний центр при значимой асимметрии, но это не так просто сделать стабильно.
Подробнее о всех нюансах диагностики и лечения асимметричного класса 2 говорим на Школе ортодонтии - 1 уровень Базового курса, а также на семинарах «Главные задачи ортодонтии» и «Лечение сагиттальных и вертикальных аномалий» из Продвинутого курса.
До новых встреч!