Вновь возвращаемся к вечерним "родительским посиделкам"). Вчера в рубрике #10секунд@polniy_poryadok мы показали вам пример раннего ортодонтического лечения мезильного прикуса частичной брекет-системой у ребенка 10 лет. Давайте сегодня разберем, как предупредить развитие аномалий прикуса, способствуя нормальному развитию челюстей ребенка.
Сначала нужно понять, что нормальный прикус встречается реже, чем патологический. Только 30 % населения имеют правильный прикус. Основная причина развития патологии - генетическая, т.е. наследственность и сбои внутриутробного развития плода. Это значит, что в 30–70% случаев (в зависимости от популяции) нарушения прикуса передаются детям от родителей. На оставшиеся 70-30% мы с вами можем повлиять!
‼ На что же обращаем внимание в первую очередь?
➡ 1. Осанка. Правильная осанка ответственна за физиологическое распределение силы тяжести в теле человека. При ее нарушениях равнодействующая изменяется – нижняя челюсть перемещается, формируя патологический прикус.
Профилактика: Формирование осанки ребенка должно находится под контролем родителей. Они должны обеспечить ребенка подходящей мебелью для сна и бодрствования, проводить гимнастику, делать массаж, что укрепляет мышцы и подготавливает их к стоянию, сидению, ползанию, ходьбе, контролировать правильное положение ребенка во время сна, еды и занятий за столом.
➡ 2. Функция дыхания.Мы неоднократно уже писали, что появлении ротового или смешанного дыхания изменяет давление в ротовой полости, чем способствует формированию тяжелых патологий прикуса.
Профилактика. Для формирования носового дыхания родители должны контролировать характер дыхания ребенка с раннего возраста. Носовые ходы должны быть свободными. У совсем маленьких детей их необходимо регулярно очищать. Рот младенца должен быть закрыт во время сна и в период бодрствования. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку и осторожно закрыть рот. Приоткрытый рот и сухая красная кайма губ являются признаками ротового дыхания.
➡ 3. Функция глотания. При нарушении функции глотания длительное время язык может отталкиваться от передних зубов, смещая их кпереди, приводя к тяжелым нарушениям прикуса.
Профилактика. Примерно с прорезыванием первых зубов в возрасте 4–6 месяцев нужно вводить в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикормов, пресекать избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде, при кормлении не вкладывать в рот ребенка ложку, а приучать малыша снимать пищу с ложки губами, не запивать пищу.
➡ 4. Функция жевания. Активное воздействие жевательных мышц на скелет челюстно-лицевой области залог нормального формирования прикуса. Жевание может быть активным и пассивным. При снижении функциональной активности жевательной мускулатуры челюсти не получают должного развития, зубные дуги остаются суженными, зубы расположены скученно.
Профилактика. Правильное вскармливание ребенка является залогом формирования активного жевания. Также следует своевременно санировать полость рта, протезировать дефекты зубных рядов даже в молочном прикусе.
➡ 5. Функция речи. Органы полости рта – важная часть речевого аппарата. Установлена связь между патологиями прикуса и нарушениями речи (дислалии). Неправильное положение языка при произношении шипящих и свистящих звуков (межзубное прокладывание языка) приводит к формированию неправильно прикуса.
Профилактика. Нужна ранняя диагностика нарушения звукопроизношения и его коррекция у логопеда.