Миф: МПД дает уникальные «скелетные» эффекты при лечении 2 и 3 класса у взрослых, которые не может сделать техника прямой дуги.
Тем, кто принимает слишком близко к сердцу — обратите внимание на 4 пункта предупреждений в начале первой части. Они актуальны, заметьте их!
Лечение скелетного 2 класса у взрослого пациента по традиционным представлениям проводится с ортогнатической хирургией. Если же компенсация, то есть 5 механизмов:
Ничего, кроме этих механизмов, не существует. Просто разные подходы к лечению больше задействуют разные механизмы.
В традиционной ортодонтии чаще применяют механизмы 1, 2, 4. Варианты 3 и 5 большинство традиционных врачей по опросам не считают здоровыми и стабильными более 1-2 мм. В альтернативных концепциях этим механизмам придается более значимая роль. В частности, МПД — механизмы 2, 3, 5.
Если вы не интрузируете все контактирующие зубы с минивинтами, не выводите нижние зубы в протрузию, не удаляете на верху, но при этом решаете «как-то» практически полный 2 класс, значит, вы используете механизмы 3 и 5, других вариантов нет.
В общем, вы выбираете не механику как самоцель, а какие механизмы коррекции использовать. При этом все 5 механизмов можно сделать с применением техники прямой дуги, эластиков, минивинтов. Для этого не обязательно использовать МПД. Экструзия моляров — эластики, позиционирование брекетов. Ротация НЧ вперед вокруг этих моляров — эластики в области клыков. Дистализация — минивинты, эластики 2 кл. Выдвижение НЧ — шины, накладки, корректоры 2 кл.
Какие из 5 механизмов стабильнее и физиологичнее покажет только время и наука. На данный момент мне лично ближе традиционные представления. О том, что суставная ямка создана для того, чтобы там была головка НЧ, и потому механизмы 3 и 5 должны быть минимальны (1-2 мм).
Мне не удалось найти в Pubmed публикаций про долгосрочную стабильность выдвижения нижней челюсти вперед и(или) увеличения верхнего суставного размера. Возможно кто-то из коллег подскажет. Публикаций мало, так как в университетских исследованиях в западных странах не могут изучать экспериментальные подходы. Надо ждать долгосрочных исследований от альтернативных школ или полагаться на непредвзятый опыт клиницистов, работающих по такой концепции и наблюдающих свои случаи от 5 лет и более. Но непредубеждённость очень трудно дается всем нам. И чем харизматичнее и эмоциональнее человек, тем сложнее ему оставаться взвешенным. Отсюда опасность громких заявлений, однозначных мнений. Хотя, уверенность авторитетов и подкупает более слабых. Кроме того, найти время и силы, чтобы делать реколы своих пациентов, четко документировать их результаты - крайне трудно практикующему клиницисту.
Нашел одно старое исследование по стабильности антеризации НЧ, которое нельзя отнести к серьезным, но хоть что-то (см. в картинках).
По 3 классу все проще. Есть всего 4 механизма компенсации 3 класса у взрослого:
Эти механизмы можно эффективно сделать как на МПД, так и на технике прямой дуги с эластиками. Минивинты помогут получить больше механизма 2, если это требуется.
Примеры случая с эластиками 3 кл. и ротации всего нижнего зубного ряда с минивинтами ищите в Блоге.